Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Творческая гостинная Александра Ручко » Публицистика и фантастика » Антиутопия и постапокалипсис — в плену израненного мира
Антиутопия и постапокалипсис — в плену израненного мира
WriterДата: Понедельник, 26.10.2015, 13:22 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 44
Репутация: 0
Статус: Offline

Одним из самых популярных жанров в мировой фантастической литературе, как и в кино, да и как в компьютерных играх стали жанры: антиутопия и постапокалипсис.
Отчего эти жанры столь популярны у современных поклонников фантастики? Что это, желание пощекотать нервы, пресытившегося удобствами и довольствиями мира или суровое пророчество человеческого будущего?
Апокалиптические картины в фантастике дают возможность не только вывернуть наизнанку несовершенство социума, вскрыть затаённые слабые и омерзительные стороны человеческой жизни, но и дарят шанс читателю, зрителю или персонажу почувствовать себя вне условностей и запретов.
Постапокалипсис – картина мира, в которой сняты все условности, в которой уже нет ничего постоянного, того, что могло бы сдерживать. Тем самым, сюжет может выстраиваться как вокруг неприкрытой жестокости, так и вокруг новых возможностей человеческой жизни и человеческого разума. Ведь персонажам или читателям приходится иметь дело с теми вещами, которые прошли проверку на прочность и выжили после катастрофы.
Воистину, преуспели в антиутопичных жанрах японцы и, конечно же, англо-американские авторы и режиссёры. Хотя нельзя обойти стороной и отечественных гениев фантастики, чего только стоит «Мы» В. Замятина или «Записки мёртвого человека» братьев Стругацких, а также их «Град обречённый».
Но мало кто помнит, говоря о списке писателей, наиболее ярко продемонстрировавших антиутопичный жанр, Яна Вайсса и Карела Чапека. Нужно сказать, что чехословацкая фантастика подарила прекрасные примеры литературного мастерства, увы сегодня забытого.
«Дом в тысячу этажей» Я. Вайсса – страшная антиутопия, мир современности, изображённый в виде огромного многоэтажного города-дома. Уже само изображение сюрреалистично, как и сюрреалистичны персонажи, его населяющие: безрукий убийца, слепец с зашитыми веками, смотрящий на мир через окуляры, вшитые в его виски, да и главный герой, детектив, которого сделали невидимым, владелец дома – карлик с вшитым в ладонь треугольником, который странным образом воздействует на психику детектива.
Страшная сюрреалистическая история, фантастика настолько ужасающая и увлекательная, что от строчки невозможно оторваться ни на миг.
В конце дом рушится, а вместе с ним, рушатся все нормы и принципы, все устои современного мира, хотя, лучше сказать, они уже рухнули, когда дом начинал строиться, о чём и рассказывает один из ослепших строителей невидимому детективу.
Карел Чапек – отец первой истории о роботах. Замысловатая пьеса «R.U.R.» поражает своей смесью изысканности и безнадёжности. Роботы, абсолютно схожие с человеком, захватывают власть, мстят своим хозяевам, используя насилие, которое им пришлось претерпеть от своих создателей. Но, убив почти всех людей, они понимают, что не могут продлить себе жизнь, слишком короткую, в сравнении с жизнью своих бывших господ, а сделать это могли бы только люди.

ИЧТОЧНИК
Прикрепления: 9363865.jpg (65.5 Kb)
 
Форум » Творческая гостинная Александра Ручко » Публицистика и фантастика » Антиутопия и постапокалипсис — в плену израненного мира
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: