Writer | Дата: Понедельник, 26.10.2015, 13:22 | Сообщение # 1 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 44
Статус: Offline
| Одним из самых популярных жанров в мировой фантастической литературе, как и в кино, да и как в компьютерных играх стали жанры: антиутопия и постапокалипсис. Отчего эти жанры столь популярны у современных поклонников фантастики? Что это, желание пощекотать нервы, пресытившегося удобствами и довольствиями мира или суровое пророчество человеческого будущего? Апокалиптические картины в фантастике дают возможность не только вывернуть наизнанку несовершенство социума, вскрыть затаённые слабые и омерзительные стороны человеческой жизни, но и дарят шанс читателю, зрителю или персонажу почувствовать себя вне условностей и запретов. Постапокалипсис – картина мира, в которой сняты все условности, в которой уже нет ничего постоянного, того, что могло бы сдерживать. Тем самым, сюжет может выстраиваться как вокруг неприкрытой жестокости, так и вокруг новых возможностей человеческой жизни и человеческого разума. Ведь персонажам или читателям приходится иметь дело с теми вещами, которые прошли проверку на прочность и выжили после катастрофы. Воистину, преуспели в антиутопичных жанрах японцы и, конечно же, англо-американские авторы и режиссёры. Хотя нельзя обойти стороной и отечественных гениев фантастики, чего только стоит «Мы» В. Замятина или «Записки мёртвого человека» братьев Стругацких, а также их «Град обречённый». Но мало кто помнит, говоря о списке писателей, наиболее ярко продемонстрировавших антиутопичный жанр, Яна Вайсса и Карела Чапека. Нужно сказать, что чехословацкая фантастика подарила прекрасные примеры литературного мастерства, увы сегодня забытого. «Дом в тысячу этажей» Я. Вайсса – страшная антиутопия, мир современности, изображённый в виде огромного многоэтажного города-дома. Уже само изображение сюрреалистично, как и сюрреалистичны персонажи, его населяющие: безрукий убийца, слепец с зашитыми веками, смотрящий на мир через окуляры, вшитые в его виски, да и главный герой, детектив, которого сделали невидимым, владелец дома – карлик с вшитым в ладонь треугольником, который странным образом воздействует на психику детектива. Страшная сюрреалистическая история, фантастика настолько ужасающая и увлекательная, что от строчки невозможно оторваться ни на миг. В конце дом рушится, а вместе с ним, рушатся все нормы и принципы, все устои современного мира, хотя, лучше сказать, они уже рухнули, когда дом начинал строиться, о чём и рассказывает один из ослепших строителей невидимому детективу. Карел Чапек – отец первой истории о роботах. Замысловатая пьеса «R.U.R.» поражает своей смесью изысканности и безнадёжности. Роботы, абсолютно схожие с человеком, захватывают власть, мстят своим хозяевам, используя насилие, которое им пришлось претерпеть от своих создателей. Но, убив почти всех людей, они понимают, что не могут продлить себе жизнь, слишком короткую, в сравнении с жизнью своих бывших господ, а сделать это могли бы только люди.
ИЧТОЧНИК
|
|
| |